Работа над крупной формой в классе фортепиано (вариации)

Содержимое материала:

МБОУ ДОД « ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА им. ШЕНДЕРЕВА Г. Г.»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА СУДАК РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Адрес: 298000

Республика Крым, г. Судак, ул. Ленина,д.42

Тел: (06566)2-23-62

Открытый урок

«Работа над крупной формой в классе фортепиано (вариации)».

Провела: Лычёва Т. В.

Преподаватель 1 категории

С У Д А К

Тема урока

«Работа над крупной формой в классе фортепиано».

Урок с учащейся 8 класса Барановой Анастасией

Тип урока: комбинированный.

Цель: Совершенствование знаний и исполнительских навыков на примере изучаемого произведения М. Глинка Вариации на тему романса «Среди долины ровныя»

Задачи:

 —  Образовательные: осознанное восприятие цикла «Вариации» как одно целое, передача содержания музыки, поиск нужного соотношения разделов, осознание приемов развития разделов, стилевых особенностей русской музыки, работа над выразительностью исполнения.

 —  Развивающие:  развитие интеллекта — памяти, внимания, мышления, воображения, расширение кругозора по теме «Крупная форма».

 — Воспитательные: воспитание осознанного отношения к качеству исполнения произведения.

Методы:

—  словесный (устное изложение, беседа, анализ музыкального произведения);

 — наглядный (прослушивание музыкального материала, просмотр видеозаписи         исполнения данного произведения, просмотр фотокопий репродукций картин, изображающих сцены из сельской жизни для представления характера мелодии);

— практический (работа над выразительностью в процессе исполнения произведения).

Структура урока:

  1. Вступительная часть:

2. Основная часть:

— работа над произведением:  

тема,

1 вариация,

2 вариация,

3 вариация,

4. вариация,

5. вариация.

3. Заключительная часть:

— итог урока;                                                                                        

— домашнее задание.

Приемы и методы

  1. Вступительная часть

  2. (цель и ход работы).

Словесный, наглядный (наглядно-зрительный, наглядно-слуховой: проигрывание педагогом данного произведения, просмотр, прослушивание видеозаписи исполнения произведения, демонстрация фотокопий картин).

2. Основная часть (работа    над    произведением).

Словесный, ритмический, артикуляционный: силовой вариант, многократное повторение, способ постепенного удлинения при работе над регулировкой звучности, над выразительностью деталей.

Методы для выучивания на память музыкального текста: мысленная игра, игра в медленном темпе, игра с опорных пунктов.

3. Заключительная часть (итог урока, домашнее задание).

Словесный, наглядный.

Учебно – методический комплекс:

1. Фортепиано,

2. Ноутбук,

3. Иллюстративный материал (фотокопии картин, видеозаписи,  нотный текст).

Ход урока:

1. Вступительная часть

Изучение произведений  крупной формы позволяют учащимся осознать основы и закономерности строения и развития музыкального  материала, стилевые особенности эпох. Специфическая особенность фортепианного обучения заключается в том, что мыслительная деятельность протекает в процессе исполнительского освоения произведения, когда учащийся не только умозрительно, но и посредством практических действий оперирует музыкальным материалом. Работа над произведением — определение технических трудностей и необходимых пианистических приемов для их преодоления, создание исполнительского замысла и подходы к его реализации, работа над выразительностью исполнения — все это связано с логическим познанием самого процесса исполнения, способами приобретения пианистического мастерства.

2. Основная часть.

Работа над произведением.

Прослушивание и просмотр видео и фотоматериала.

Исполнение произведения ученицей.

Тема. Сложна в плане исполнения. Нелегко добиться совершенного legato. Необходимо научиться слышать длинную фразу, вести мелодическую линию, почувствовать образ и широту мелодии (слушаем оригинал романса М. Глинки «Среди долины ровныя»). Добиваемся  целостности в исполнении мелодической линии.

1 вариация. Имеет полифоническое строение. Тема проходит в басу, рельефно  выделяясь на фоне верхнего голоса. При проучивании вариации — один голос поем, другой играем. Добиваемся выразительного исполнения.

2 вариация. Канон — мужественный, энергичный. Принцип проучивания тот же: один голос поем, другой — играем и наоборот. Добиваемся умения слышать   параллельные голоса.

 3 вариация. Фактурная, сложна в пианистическом отношении. Проучиваем в медленном темпе крепкими пальцами, двойными репетициями, разбиваем пассажи на звенья, постепенно их объединяем. Середину проучиваем различными способами — отдельно правую руку замахом, второй голос пропеваем, ведущий голос играем весом руки «тяжело», звуки сопровождения «мягко переступающими» пальцами, на staccato, руку собираем к 5 пальцу. В конце вариации появляется тема в сокращении на фоне аккордов. Необходимо распределить вес в пальцах, чтобы звучание было естественным и звуки темы не потерялись в аккордах. Также для выразительного исполнения важную роль играет развитие образа, педаль, цезуры, темп  в произведении. Добиваемся создания целостного образа.

4 вариация Сложная в ритмическом плане. Септоли сочетаются триолями и квартолями. При этом в аккомпанементе 3-хдольный размер.

5. вариация Характер торжественный, бравурный. Добиваемся яркого, выразительного исполнения, отрабатывая штрих marcato.

       Исполняем произведение полностью, с учетом отработанных трудностей, технических моментов, нюансов динамики, штрихов.

3. Заключительная часть.

       Итог урока.

После исполнения произведения педагог с ученицей рассуждают над вопросами: что происходит с основным образом, его характером, темпом, какую роль играют цезуры, динамические оттенки, тембр, ритм. В чем особенность русской музыки.

Таким образом — средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, развитие художественного образа.

При изучении произведения ученик осознает стилевые особенности русской музыки, проникает в понимание интонации, полифонии, осознает музыкально-исполнительские особенности, соотношение темпов, метро-ритмические особенности.

        Домашнее задание:

отработать каждый раздел в произведении предложенными приемами, достичь целостности мелодической линии, поработать над развитием образа.

Список литературы:

  1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. — М., 1961.

  2. Теплов  Б.М. Психология музыкальных способностей. // Избр.  Труды в 2-х томах. М., 1985.

  3. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. — М., 1984.

  4. Тагильцева Н.Н. Художественное восприятие музыкального искусства и развитие самосознания у детей. — М., 2002.

Нотный материал: М. Глинка Вариации  на тему романса «Среди долины ровныя».

Понравилась публикация? Поделиться прямо сейчас:
Для всех тех, кто учит детей