Содержимое материала:
ФИО учителя: Пьянникова Елена Сергеевна
Должность: учитель
ОУ: МОУ СОШ № 41 г. Борзя
Предмет: математика
Класс: 5
Тема урока: Сложение обыкновенных дробей с разными знаменателями
Базовый учебник: Дорофеев Г.В., Шарыгин И. Ф., Суворова С.Б «Математика 5 класс», издательство «Просвещение»,2012 год
Место в общей структуре курса: Блок «Арифметика». Дроби. Глава 9 «Действия с дробями». Пункт 9.1 «Сложение дробей», второй урок согласно тематическому плану
Тип урока: урок открытия новых знаний
Целевые установки на достижение планируемых результатов:
— в личностном направлении: формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования;
— в метапредметном направлении:
коммуникативные — организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
регулятивные – формировать целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
познавательные – уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
— в предметном направлении: вывести правило сложения обыкновенных дробей с разными знаменателями и научиться применять его при решении вычислительных примеров
|
||
Планируемые результаты урока |
||
|
обыкновенная дробь, общий знаменатель, дополнительный множитель
|
|
|
Знать алгоритм сложения дробей с разными знаменателями. Выполнять сложение дробей с разными знаменателями |
|
Универсальные учебные действия (УУД), которые будут формироваться в ходе урока |
Личностные УУД: осознавать и вырабатывать собственную жизненную позицию в отношении себя и окружающих людей, проявлять ответственность за результаты своего учебного труда на основе сотрудничества и взаимопомощи.
Познавательные: выполнять логические действия и операции, применять различные способы решения задач. Регулятивные: совместно с учителем управлять познавательной и учебной деятельностью на основе поставки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценивать успешность усвоения, самоуправление и саморегуляция в учебной деятельности. Коммуникативные: слышать, слушать и понимать товарища, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве товарища и самого себя. Эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, уметь и быть готовым вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. |
|
Инструкции и пояснения |
— |
|
|
|
|
|
При работе в группах одна пара объединяется с парой соседней парты. По окончании работы и подведения итогов работы возвращаются в исходное положение. 2 учащихся у доски Консультанты оказывают помощь
|
Этап «Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии»
Этап «Самостоятельная работа» |
|
Учитель напоминает в целом о работе на уроке (свод правил работы на уроке, выработанный совместно с обучающимися на первом уроке) и в частности (памятка «Работа в группе» есть у каждого обучающегося) о работе в группе: — внимание; — собранность; — дисциплина и самодисциплина; — уважительное отношение друг к другу; — подчинение требованиям командира группы; — не мешать другим группам; — соблюдение регламента работы. |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Устные источники |
|
|
|
|
|
|
|
|
Письменные источники |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Графические источники (схемы, диаграммы) |
|
|
Электронные источники |
|
|
|
|
|
Видео источники |
|
|
ДРУГИЕ (вещественные, изобразительные, статистические) |
|
|
Источники информации для учащихся подбирает учитель |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Оценка (формализованная – отметка, неформальная – поддержка или критика) |
||
|
||
|
||
|
||
|
|
|
Структура и ход урока
Этапы урока |
Дидактические задачи |
Деятельность учителя |
Форма работы |
Деятельность учащихся |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов |
УУД |
|
1. Оргмомент. Самоопределение к учебной деятельности
|
Создать благоприятный психологический настрой на работу
|
Приветствие, мобилизация внимания детей. Вопрос: как справились с домашним заданием? В чем были затруднения? |
И |
Приветствуют учителя
|
Включаются в деловой ритм урока, «Сигнализируют» карточками: красный кружок – выполнил легко самостоятельно, зеленый – выполнил самостоятельно с небольшими затруднениями, синий – испытывал затруднения, выполнил с помощью, желтый – не смог выполнить.
|
|
|
2. Актуализация знаний (устная работа) |
Актуализация опорных знаний и способов деятельности |
1. Организует устную работу (Что мы знаем о дробях? Что умеем делать с дробями? 2. Тест «Обыкновенные дроби» (приложение 1)
|
Ф
И |
1. Отвечают на вопросы
2. Заполняют таблицу ответов теста, проверка по эталону.
|
презентация «Сложение обыкновенных дробей» — слайды №2-№10)
|
Выражать свои мысли, аргументировать своё мнение, осознавать построение речевого высказывания, подводить под понятие.
|
|
3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
|
Актуализация опорных знаний и способов деятельности |
1. Предлагает задачу: Незнайка просит помочь решить ему задачу. Он решил посадить на участке цветы: астры – на 1/9 участка, георгины – на 1/6 участка. Какая часть участка будет засажена цветами? Вопрос: что надо уметь делать, чтобы решить такую задачу? 2. Работа в группах (приложение 2) |
Г |
Решают проблему.
Отвечают на вопрос
2. Работают в группах, выставляют результат работы на доску, объясняют свой выбор |
Слайд 11 |
Выражать свои мысли , аргументировать своё мнение, достигать договоренности и согласования общего решения, Выбирать эффективный способ решения, применять знания для практических задач, осознавать ответственность за общее дело |
|
4. Построение проекта выхода из затруднения
(“открытие” детьми нового знания )
|
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока |
1. Вопросы: что надо уметь делать, чтобы решить такие задачи?
2. Как вы думаете, как выполнить сложение дробей с разными знаменателями? 3. Показывает запись сложения дробей с разными знаменателями. |
Ф |
1.Дают ответ. Формулируют тему и цель урока, записывают в тетрадь. 2. Предлагают свои варианты. 3. Записывают образец в тетрадь. |
Слайд 12 |
Самостоятельно выделять формулирование познавательной цели
|
|
5. Первичное закрепление во внешней речи |
Выявление пробелов первичного осмысления изучаемого материала, коррекция пробелов, обеспечение закрепления новых знаний и способов действий, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу
|
1. Учебник №881 – с объяснением на доске
|
Ф |
1. Один ученик на доске, все в тетрадях
|
№882 |
Выполнять действия по алгоритму, подводить под понятие, выражать свои мысли |
|
6.Физкультминутка |
|
Приложение №3 |
|
Учащиеся выполняют упражнения физминутки |
|
|
|
7.Самостоятельная работа |
Выявление качества и уровня усвоенных знаний и способов действий, установление причин выявленных недостатков
|
1. №879: — 2 ученика на доске 1вариант-1 строка 2 вариант – 2 строка Сильным учащимся — консультантам (по мере выполнения) предлагается проверить оказать помощь товарищам
|
И |
1. Самостоятельное решение
|
№895 |
контролировать корректировать, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения, анализировать, подводить под понятие, выполнять действия по алгоритму |
|
7.Информация о домашнем задании |
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
№880, 886(устно) №897 – по желанию |
Ф |
Записывают домашнее задание |
|
|
|
8.Рефлексия. |
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся Инициировать рефлексию детей по поводу мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми |
1. Предлагает продолжить предложение «Сегодня на уроке Я повторил … Я закрепил … Я научился … Я узнал …» 2. Предлагает отметить в карточке то высказывание, которое больше всего подходит к качеству усвоения материала на уроке 3. Выставляет оценки |
И |
1. Отвечают на вопросы
2. Отмечают в карточках (приложение №4) |
Слайд 13 |
Адекватно понимать причины успеха и неудач, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, уметь выражать свои мысли, аргументировать
|
Приложение 1.
Тест «Обыкновенные дроби», 5 класс
1 вариант
1. Выбери из данных чисел правильные дроби:
а); б); в); г).
2. Дробь называется неправильной, если ее числитель:
а) меньше знаменателя;
б) больше знаменателя;
в) больше или равен знаменателю;
г) равен знаменателю.
3. Замените дробь равной ей дробью со знаменателем 35:
а); б); в); г).
4. Какая из дробей больше 1:
а); б); в); г).
5. Какие из дробей меньше :
а); б); в); г).
6. Какая из дробей самая маленькая:
а); б); в); г).
7. Какое число можно подставить вместо k, чтобы двойное неравенство было верно: k:
а) ; б); в); г).
1
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
в г
|
в |
в |
в |
а в |
б |
б |
Тест «Обыкновенные дроби», 5 класс
2 вариант
1. Выбери из данных чисел неправильные дроби:
а); б); в); г).
2. Дробь называется правильной, если ее числитель:
а) меньше знаменателя;
б) больше знаменателя;
в) больше или равен знаменателю;
г) равен знаменателю.
3. Замените дробь равной ей дробью со знаменателем 35:
а); б); в); г).
4. Какая из дробей меньше 1:
а); б); в); г).
5. Какие из дробей больше :
а); б); в); г).
6. Какая из дробей самая большая:
а); б); в); г).
7. Какое число можно подставить вместо k, чтобы двойное неравенство было верно: k:
а); б); в); г).
1
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
а б
|
а |
б |
а |
б г |
г |
в |
Приложение 2.
1 группа.
1. Закрасить синим цветом — круга, красным цветом — круга.
2. Какая часть круга закрашена?
3. Запишите, как можно ответить на этот вопрос.
2 группа.
1. Закрасить синим цветом — круга, красным цветом — круга.
2. Какая часть круга закрашена?
3. Запишите, как можно ответить на этот вопрос.
3 группа.
1. Закрасить синим цветом — круга, красным цветом — круга.
2. Какая часть круга закрашена?
2. Запишите, как можно ответить на этот вопрос.
4 группа.
1. Закрасить синим цветом — прямоугольника, красным цветом — прямоугольника.
2. Какая часть прямоугольника закрашена?
3. Запишите, как можно ответить на этот вопрос.
5 группа.
1. Закрасить синим цветом — прямоугольника, красным цветом — прямоугольника.
2. Какая часть прямоугольника закрашена?
2. Запишите, как можно ответить на этот вопрос.
6 группа.
1. Закрасить синим цветом — прямоугольника, красным цветом — прямоугольника.
2. Какая часть прямоугольника закрашена?
2. Запишите, как можно ответить на этот вопрос.
Приложение 3. Физкультминутка.
Раз – согнуться – разогнуться.
Два – нагнуться – потянуться.
Три – в ладошки три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим.
Приложение 4.
1. Все понял, могу помочь другим
2. Запомню надолго
3. Все понял
4. Могу, но нужна помощь
5. Ничего не понял