Сложение обыкновенных дробей с разными знаменателями

Содержимое материала:

ФИО учителя: Пьянникова Елена Сергеевна

Должность: учитель

ОУ: МОУ СОШ № 41 г. Борзя

Предмет: математика

Класс: 5

Тема урока: Сложение обыкновенных дробей с разными знаменателями

Базовый учебник: Дорофеев Г.В., Шарыгин И. Ф., Суворова С.Б «Математика 5 класс», издательство «Просвещение»,2012 год

Место в общей структуре курса: Блок «Арифметика». Дроби. Глава 9 «Действия с дробями». Пункт 9.1 «Сложение дробей», второй урок согласно тематическому плану

Тип урока: урок открытия новых знаний

Целевые установки на достижение планируемых результатов:

— в личностном направлении: формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования;

— в метапредметном направлении:

коммуникативные — организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

регулятивные – формировать целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

познавательные – уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

— в предметном направлении: вывести правило сложения обыкновенных дробей с разными знаменателями и научиться применять его при решении вычислительных примеров

  1. Организационный блок

Планируемые результаты урока

  • Понятия и термины, которые будут закреплены в ходе урока

обыкновенная дробь, общий знаменатель, дополнительный множитель

  • Предметные знания и умения, которыми овладеют обучающиеся в результате проведения урока

Знать алгоритм сложения дробей с разными знаменателями.

Выполнять сложение дробей с разными знаменателями

Универсальные учебные действия (УУД), которые будут формироваться в ходе урока

Личностные УУД: осознавать и вырабатывать собственную жизненную позицию в отношении себя и окружающих людей, проявлять ответственность за результаты своего учебного труда на основе сотрудничества и взаимопомощи.

Познавательные: выполнять логические действия и операции, применять различные способы решения задач.

Регулятивные: совместно с учителем управлять познавательной и учебной деятельностью на основе поставки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценивать успешность усвоения, самоуправление и саморегуляция в учебной деятельности.

Коммуникативные: слышать, слушать и понимать товарища, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве товарища и самого себя. Эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, уметь и быть готовым вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Инструкции и пояснения

  • Вводное слово учителя

  • Распределение по группам

При работе в группах одна пара объединяется с парой соседней парты. По окончании работы и подведения итогов работы возвращаются в исходное положение.

2 учащихся у доски

Консультанты оказывают помощь

Этап «Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии»

Этап «Самостоятельная работа»

  • Выработка правил работы (определение норм, процедур работы)

Учитель напоминает в целом о работе на уроке (свод правил работы на уроке, выработанный совместно с обучающимися на первом уроке) и в частности (памятка «Работа в группе» есть у каждого обучающегося) о работе в группе:

— внимание;

— собранность;

— дисциплина и самодисциплина;

— уважительное отношение друг к другу;

— подчинение требованиям командира группы;

— не мешать другим группам;

— соблюдение регламента работы.

  1. Мотивационный блок

  1. Информационный блок.

Устные источники

Письменные источники

Графические источники (схемы, диаграммы)

Электронные источники

Видео источники

ДРУГИЕ (вещественные, изобразительные, статистические)

Источники информации для учащихся подбирает учитель

  1. Аналитический (практический) блок.

  1. Оценочный блок.

Оценка (формализованная – отметка, неформальная – поддержка или критика)

  1. Рефлексивный.

Структура и ход урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Деятельность учителя

Форма работы

Деятельность учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

УУД

1. Оргмомент. Самоопределение к учебной деятельности

Создать благоприятный

психологический

настрой на работу

Приветствие, мобилизация

внимания детей.

Вопрос: как справились с домашним заданием?

В чем были затруднения?

И

Приветствуют учителя

Включаются в деловой

ритм урока,

«Сигнализируют» карточками: красный кружок – выполнил легко самостоятельно, зеленый – выполнил самостоятельно с небольшими затруднениями, синий – испытывал затруднения, выполнил с помощью, желтый – не смог выполнить.

2. Актуализация знаний

(устная работа)

Актуализация опорных знаний и способов деятельности

1. Организует устную работу

(Что мы знаем о дробях? Что умеем делать с дробями?

2. Тест «Обыкновенные дроби» (приложение 1)

Ф

И

1. Отвечают на вопросы

2. Заполняют таблицу ответов теста, проверка по эталону.

презентация «Сложение обыкновенных дробей» — слайды №2-№10)

Выражать свои мысли, аргументировать своё мнение, осознавать построение речевого высказывания, подводить под понятие.

3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Актуализация опорных знаний и способов деятельности

1. Предлагает задачу: Незнайка просит помочь решить ему задачу. Он решил посадить на участке цветы: астры – на 1/9 участка, георгины – на 1/6 участка. Какая часть участка будет засажена цветами?

Вопрос: что надо уметь делать, чтобы решить такую задачу?

2. Работа в группах (приложение 2)

Г

Решают проблему.

Отвечают на вопрос

2. Работают в группах, выставляют результат работы на доску, объясняют свой выбор

Слайд 11

Выражать свои мысли , аргументировать своё мнение, достигать договоренности и согласования общего решения,

Выбирать эффективный способ решения, применять знания для практических задач, осознавать ответственность за общее дело

4. Построение проекта выхода из затруднения

(“открытие” детьми нового знания )

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока

1. Вопросы: что надо уметь делать, чтобы решить такие задачи?

2. Как вы думаете, как выполнить сложение дробей с разными знаменателями?

3. Показывает запись сложения дробей с разными знаменателями.

Ф

1.Дают ответ.

Формулируют тему и цель урока, записывают в тетрадь.

2. Предлагают свои варианты.

3. Записывают образец в тетрадь.

Слайд 12

Самостоятельно выделять формулирование познавательной цели

5. Первичное закрепление во внешней речи

Выявление пробелов первичного осмысления изучаемого материала, коррекция пробелов, обеспечение закрепления новых знаний и способов действий, которые необходимы для

самостоятельной работы по новому материалу

1. Учебник №881 – с объяснением на доске

Ф

1. Один ученик на доске, все в тетрадях

№882

Выполнять действия по алгоритму, подводить под понятие, выражать свои мысли

6.Физкультминутка

Приложение №3

Учащиеся выполняют упражнения физминутки

7.Самостоятельная работа

Выявление качества и уровня усвоенных знаний и способов действий, установление причин выявленных недостатков

1. №879: — 2 ученика на доске

1вариант-1 строка

2 вариант – 2 строка

Сильным учащимся — консультантам (по мере выполнения) предлагается проверить оказать помощь товарищам

И

1. Самостоятельное решение

№895

контролировать корректировать, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения, анализировать, подводить под понятие, выполнять действия по алгоритму

7.Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

№880,

886(устно)

№897 – по желанию

Ф

Записывают домашнее задание

8.Рефлексия.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Инициировать рефлексию детей по поводу мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми

1. Предлагает продолжить предложение

«Сегодня на уроке

Я повторил …

Я закрепил …

Я научился …

Я узнал …»

2. Предлагает отметить в карточке то высказывание, которое больше всего подходит к качеству усвоения материала на уроке

3. Выставляет оценки

И

1. Отвечают на вопросы

2. Отмечают в карточках

(приложение №4)

Слайд 13

Адекватно понимать причины успеха и неудач, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, уметь выражать свои мысли, аргументировать

Приложение 1.

Тест «Обыкновенные дроби», 5 класс

1 вариант

1. Выбери из данных чисел правильные дроби:

а); б); в); г).

2. Дробь называется неправильной, если ее числитель:

а) меньше знаменателя;

б) больше знаменателя;

в) больше или равен знаменателю;

г) равен знаменателю.

3. Замените дробь равной ей дробью со знаменателем 35:

а); б); в); г).

4. Какая из дробей больше 1:

а); б); в); г).

5. Какие из дробей меньше :

а); б); в); г).

6. Какая из дробей самая маленькая:

а); б); в); г).

7. Какое число можно подставить вместо k, чтобы двойное неравенство было верно: k:

а) ; б); в); г).

1

2

3

4

5

6

7

в г

в

в

в

а в

б

б

Тест «Обыкновенные дроби», 5 класс

2 вариант

1. Выбери из данных чисел неправильные дроби:

а); б); в); г).

2. Дробь называется правильной, если ее числитель:

а) меньше знаменателя;

б) больше знаменателя;

в) больше или равен знаменателю;

г) равен знаменателю.

3. Замените дробь равной ей дробью со знаменателем 35:

а); б); в); г).

4. Какая из дробей меньше 1:

а); б); в); г).

5. Какие из дробей больше :

а); б); в); г).

6. Какая из дробей самая большая:

а); б); в); г).

7. Какое число можно подставить вместо k, чтобы двойное неравенство было верно: k:

а); б); в); г).

1

2

3

4

5

6

7

а б

а

б

а

б г

г

в

Приложение 2.

1 группа.

1. Закрасить синим цветом — круга, красным цветом — круга.

2. Какая часть круга закрашена?

3. Запишите, как можно ответить на этот вопрос.

2 группа.

1. Закрасить синим цветом — круга, красным цветом — круга.

2. Какая часть круга закрашена?

3. Запишите, как можно ответить на этот вопрос.

3 группа.

1. Закрасить синим цветом — круга, красным цветом — круга.

2. Какая часть круга закрашена?

2. Запишите, как можно ответить на этот вопрос.

4 группа.

1. Закрасить синим цветом — прямоугольника, красным цветом — прямоугольника.

2. Какая часть прямоугольника закрашена?

3. Запишите, как можно ответить на этот вопрос.

5 группа.

1. Закрасить синим цветом — прямоугольника, красным цветом — прямоугольника.

2. Какая часть прямоугольника закрашена?

2. Запишите, как можно ответить на этот вопрос.

6 группа.

1. Закрасить синим цветом — прямоугольника, красным цветом — прямоугольника.

2. Какая часть прямоугольника закрашена?

2. Запишите, как можно ответить на этот вопрос.

Приложение 3. Физкультминутка.

Раз – согнуться – разогнуться.

Два – нагнуться – потянуться.

Три – в ладошки три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть.

Семь, восемь – лень отбросим.

Приложение 4.

1. Все понял, могу помочь другим

2. Запомню надолго

3. Все понял

4. Могу, но нужна помощь

5. Ничего не понял

Понравилась публикация? Поделиться прямо сейчас:
Для всех тех, кто учит детей