Технологическая карта по естествознанию

Содержимое материала:

Ересектопқа арналған ұйымдасқап оқу қызметінің технологиялық картасы

Технологическая карта организованной учебной деятельности

для старшей группы

Білім саласы — Образовательная область:Познание

Бөлімі — Раздел: Естествознание

Тақырыбы — Тема: «Что вокруг нас?»

Мақсаты — Цель:

— Ознакомление с понятием «неживая природа», обучение умению различать предметы неживой природы от предметов, сделанных руками человека.

— Воспитание желания самостоятельно познавать мир.

Көрнекілік. Оборудование: картинки «живое-неживое», картинки «рукотворный мир», кусочки ситца, драпа и льна, бумага, картон, металлические предметы, музыкальный центр и ноотбук (по возможности).

Билингвальный компонент: табиғат — природа

Қызмет кезеңдері Этапы деятельности

Тәрбиешінің іс — әрекеті

Действия воспитателя

Балалардың іс — әрекеті

Деятельность детей

Мотивациялық –лептік

Мотивационно-

побудительный

Педагог создаёт положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность с помощью стихотворения.

Воспитатель использует технику «Корзина идей» для актуализации имеющихся знаний у детей.

Педагог предлагает воспитанникам высказать всё, что им известно о живых и неживых объектах.

Музафар Алимбаев

Родник земли родной

Родник земли родной

Прозрачен и негромок.

Он летом и зимой

Лепечет, как ребёнок.

До камешка на дне

Он чист, но со слезами

Сравненье не по мне,

Как поняли вы сами.

Ведь так вода сладка,

Что пей — всё будет мало.

И в нём берёт река

И жизнь своё начало.

Небыстро он течёт,

А стоит приглядеться —

Толкает жизнь вперёд,

Как маленькое сердце.

Приводят свои знания, высказывают идеи по данной теме. Стараются, чтобы ответы не повторялись.

Проявляют неподдельный интерес к происходящему.

Мәселелі — Іздену

Проблемно — поисковый

Педагог сообщает, что шла в детский сад и увидела, что в небе летит самолёт, а ниже его пролетает голубь, и задумалась – живые они или нет. Просит детей объяснить, почему ворона живая, а самолёт – нет.

Побуждает детей к процессу познания, используя задания в азбуке-тетради: Что такое природа? Почему мы относим эти объекты к природе? Предлагает рассмотреть рисунки в азбуке-тетради и рассказать, что здесь природные объекты, а что – нет.

Природа — это все, что существует без помощи человека. Все, что создано человеком, не является объектами природы.

Мир природы делят на две большие части: на мир живой природы и мир неживой природы. Предлагает разобраться, что такое живая природа?

Предлагает подойти воспитанникам к окошку и провести эпизодическое наблюдение за окружающим миром.

Проблемный вопрос: Как вы думаете, какие предметы составляют рукотворный мир?

Организует работу в подгруппах. Предлагает деление детей на подгруппы с помощью техники «случайное объединение».

Организует процесс познания через привлечение воспитанников группы к экспериментальной деятельности.

Предлагает детям первой подгруппы исследование ткани.

Вторая подгруппа исследует бумагу.

Третья подгруппа работает с металлом.

Динамическая пауза

Педагог старается с помощью физминутокповысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях.

Предлагает назвать предметы в окружающем рукотворном мире, которые существуют парами. Найти их в помещении группы.

Работа в азбуке-тетради.

Организует дидактическую игру «ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА».

Цель. Систематизировать знания детей о живой и неживой природе.

Как вариант организуется дидактическая игра «МОЁ ОБЛАКО».

Цель. Развивать воображение, образное восприятие природы.

Предлагает назвать все возможные пути использования пустых коробок, стружки от карандашей, бумажных пакетов…и т.д.

Выслушав все доказательства, воспитатель предлагает рассмотреть изображение в азбуке-тетради.

Акцентирует внимание детей на том, что голубям бывает холодно, жарко, страшно, больно, весело. Голубь – живой.

Предлагает посмотреть вокруг и назвать всё живое, что есть в группе. Просит доказать, что стол неживой.

Рассказывают, что может делать живой организм: дышит, питается, передвигается, растёт, размножается.

В рамках наблюдения рассматривают объекты живой и неживой природы, перечисляют их, сравнивают его с другими предметами, предложенными педагогом, находят различия и сходства, устанавливают связь между различными явлениями природы.

Рассуждают с помощью педагога о том, что к рукотворному (неживому) миру относится одежда, обувь, посуда, мебель и т.д.

Дети рассчитываются на 1-4 и, по сигналу воспитателя, ребята с одинаковыми номерами создают группу.

Исследуют кусочки ситца, драпа и льна. Определяют, что случится с тканью, если её намочить, подсушить. Затем рассматривают болонью. Нити этой ткани не встречаются в природе. Их придумал человек. Обращают внимание, как плотно нити ткани прилегают друг к другу. Какую одежду можно сшить из болоньи? Куртки, штаны, сумки, зонты. С помощью педагога приходят к выводу, что тело плохо дышит в такой одежде, потому что она плохо пропускает воздух, плотная, не продувает и не намокает

Исследуют свойства бумаги: определяют ее на ощупь, режут ножницами, используют воду и описывают свойства.

Выводы исследований.

1. Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.

2. Бумага бывает прочной и не прочной.

3. Бумага боится воды.

4. Бумага может резаться ножницами или разрываться руками.

5. Из бумаги можно сделать поделки.

Отбирают металлические предметы и предметы, сделанные из пластмассы. Дети кладут пластину на батарею, трогают и отмечают, что через некоторое время она стала теплой. Работают с магнитом и делают элементарные выводы.

Улыбнись.

Вверх и вниз рывки руками,

Будто машем мы флажками.

Разминаем наши плечи.

Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)

Руки в боки. Улыбнись.

Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)

Приседанья начинай.

Не спеши, не отставай. (Приседания.)

А в конце — ходьба на месте,

Это всем давно известно. (Ходьба на месте.)

Упражненье повтори

Мы руками бодро машем,

Разминаем плечи наши.

Раз-два, раз-два, раз-два-три,

Упражненье повтори. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Корпус влево мы вращаем,

Три-четыре, раз-два.

Упражненье повторяем:

Вправо плечи, голова. (Вращение корпусом влево и вправо.)

Мы размяться все успели,

И на место снова сели. (Дети садятся.)

Выполняют задание:

Какой из этих предметов не относится к живой природе? Расскажи, почему ты так решил.

Отгадай загадку. Объясни, почему этот предмет относится к рукотворному миру. Нарисуй отгадку.

Ни пера, ни крыла, а быстрее орла,

Только выпустит хвост —

Понесется до звезд.

«Живая» (неживая) природа», говорит воспитатель и передаёт одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). Дети называют предметы природы (той, которую указал воспитатель).

Дети садятся на одеяла или на корточки, рассматривают небо и плывущие облака. Воспитатель предлагает пофантазировать и рассказать, на что похожи облака, куда они могут плыть.

Фантазируют.

Рефлексивті – корригидтік

Рефлексивно — корригирующий

Подводит итог деятельности на занятии. Фиксирует индивидуальный шаг каждого воспитанника в ходе познания, исследования.

Педагог предлагает закончить предложение, оценить свою деятельность.

Создаёт эмоционально-нравственную ситуацию (поощрение).

Выражают своё настроение. Заканчивают предложения:

сегодня я узнал…

было интересно узнать…

было трудно выполнять…

теперь я могу решать..

я научился…

у меня получилось…

я смог…

я попробую сам…

Қолданады — Применяют:Приводит примеры из личного опыта; использует предметы по назначению; самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи через наблюдение, труд, эксперимент.

Понравилась публикация? Поделиться прямо сейчас:
Для всех тех, кто учит детей