Содержимое материала:
Жостово
|
Жостовский промысел ведет свое начало с 1825 года. В это время декоративно-прикладное искусство в России находилось на высоком уровне. Существовали уже и два центра производства подносов — в Петербурге и Нижнем Тагиле на Урале. Производство расписанных подносов известно в России с XVIII в. Зародилось оно на Урале, на Демидовских заводах Невъянска и Нижнего Тагила. Одним из первых известных мастеров стал А.С. Худояров, нижнетагильский крепостной человек Демидовых. Покрытие предохраняло изделие от внешних воздействий. Роспись дольше сохранялась, тем более что лак этот "когда… в жаркой печи хорошо иссохнет, то как зерцало становится". Свой секрет передал мастер сыновьям Вавиле и Федору. Они писали на подносах "ярких бабочек и птиц". Позднее подносы стали украшать сюжетной и орнаментальной росписью. На рубеже XVIII — XIX вв. уральские подносы расходились по всей России. Появление промысла именно подносов в Жостове связано с именем Филиппа Вишнякова, крепостного графа Шереметева. Откупившись на волю, он создал свою мастерскую, где и начали расписывать подносы — сначала на папье-маше. Поэтому начало производства подносов в Жостово принято связывать с 1825 г. — датой открытия самостоятельной мастерской О.Ф. Вишнякова, одной из трех наиболее крупных в Троицком уезде. В середине и особенно во второй половине XIX века производство подносов в Жостове и окрестных селениях увеличилось, причем папье-маше заменило железо. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие "бумажные" поделки из мастерских Троицкой волости. Процесс изготовления подносов с тех пор не изменился. Выгодное расположение вблизи столицы обеспечивало промыслу постоянный рынок сбыта и позволяло обходиться без посредничества скупщиков. В Москве же приобретались и все необходимые для производства материалы. В 1839 г. железные жостовские подносы попали в каталоги Всероссийской промышленной выставки. В этот период развития преобладали сюжетные композиции. Например, "Тройка", "Чаепитие". Такие подносы были деталью интерьера богатых купеческих домов, трактиров, где использовались, кстати, не только как украшения, но и по прямому назначению. Подобно другим народным промыслам в 1910 г. Жостово переживало кризис. Спрос на подносы упал, производство сокращалось. Мастера уходили в сельское хозяйство, в отхожие промыслы. Оставшиеся организовали в 1912 г. в деревне Новосильцево Трудовую артель, но она скоро распалась. Лишь в 1920 г. с общим подъемом народного искусства и возрождением артелей во многих местностях возникли они и вокруг Жостова, а в 1928 г. объединились в одну — "Металлоподнос", с 1960 г. переименованную в существующую и поныне Жостовскую фабрику декоративной росписи. В 1920 – 1930 г.г. были нелегкими в истории Жостова. Общие для советского искусства тенденции прямолинейного утверждения современности и реализма приводили к тому, что ведавшие народными промыслами организации пытались изменить традиционное направление их развития и внедряли в жостовскую живопись образцы орнаментальных и тематических композиций, созданные художниками — профессионалами без учета специфики местного искусства и несущие черты станковизма и натурализма. Ведущие художники Жостова понимали чужеродность подобных новаций самой сущности народного творчества, умели противостоять им и направить новые идеи на углубление традиционного мастерства. В 1960 г. открыли новый этап в истории Жостова, продолжающийся и поныне. Художественная роспись подносов все больше обретала высокий авторитет и популярность не только массовыми изделиями, но и уникальными произведениями ведущих мастеров, все чаще привлекавшими внимание на многочисленных выставках в стране и за рубежом. За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства. Сегодня декоративная живопись Жостова находится на подъеме. Это не означает, что в жизни промысла нет сложностей и проблем. Они существуют во всех сферах нашей культуры, которой приходится противостоять современной безоглядной коммерциализации. Жостову подражают, пытаются подделываться под стиль и даже авторские манеры художников. Но только несведущие в этом искусстве могут так заблуждаться. Коллектив, работающий в промысле, обладает высочайшим профессионализмом, достигнутым многолетним упорным трудом и творческими поисками, совершенствованием мастерства и постоянной ориентацией на лучшие образцы из наследия старых мастеров. К этому надо добавить изучение истории искусства, классического натюрморта и разных видов русского прикладного и народного искусства, пополняющих "творческую копилку" мастеров. Преданность мастеров искусству и поглощенность своим творчеством заражают молодых, что способствует наследованию мастерства новыми поколениями, а значит, открывает пути дальнейшей жизни промысла.
|
Объемная аппликация "Жостово" занятие в 1классе
2.
— из цветного картона вырезаем поднос
— вырезаем из цветной бумаги цветы и листья (многослойные)
— приклеиваем заготовки на поднос в технике объемной аппликации
— гуашью добавляем мелкие элементы оживки и окант подноса.
— урок рассчитан на 2 часа
Мастер – класс с пошаговыми фото: «Изготовление жостовского подноса для детей младших групп детского сада!». Аппликация.
Мастер – класс рассчитан на детей младшего дошкольного возраста, их родителей и педагогов.
Назначение: может быть использована как наглядное пособие и поделка для выставки.
Описание изделия: аппликация из цветной бумаги в технике «жостовского письма», доступная для детей младших групп детского сада.
Цели:
1. Изготовление поделки своими руками.
2. Развитие творческой активности, фантазии и художественного вкуса.
Задачи:
1. Развивать мелкую моторику пальцев рук через продуктивную деятельность (аппликация).
2. Выполнение несложных элементов «жостовского письма», составление узоров из отдельных элементов.
3. Закреплять знание основных цветов: (красный, зеленый, желтый, синий)
4. Воспитывать аккуратность в работе.
5. Прививать интерес к творческой деятельности.
Материалы: бумага картонная, бумага цветная, клеевой карандаш, ножницы, дырокол, жостовские подносы, фотоальбомы с узорами.
Этапы работы
-
Предварительная работа:
-
Беседа с детьми о декоративно-прикладном искусстве. Рассматривание подносов, расписанных жостовскими мастерами, а также открытки с жостовскими узорами.
-
Воспитатель: Ребята как вы думаете, что у меня в руках?
-
(ответы детей)
-
Воспитатель: Правильно поднос. А, что на нем изображено?
Дети: Цветы, кружочки, листочки и т.д.
Воспитатель: А какого они цвета?
(ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите какие они бывают разнообразные. Ребята, чем они отличаются друг от друга?
Дети: Формой, размером.
Воспитатель: Правильно, а еще на подносах разный фон, но основной мотив.
Как правило это цветочные композиции.
А какие цветы вы знаете?
Дети: Роза, ромашка, одуванчик …
Воспитатель: Молодцы. А теперь я загадаю вам загадки.
Посмотрите — у ограды
Расцвела царица сада.
Не тюльпан и не мимоза,
А в шипах красотка… (роза)
Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.
(Колокольчики)
На солнце похожий цветочек стоит,
Лишь ветер подует – и он улетит…
(одуванчик)
Любит – не любит на ней гадают
И лепесточки отрывают…
(ромашка)
Воспитатель: Какие вы все молодцы! Все вы знаете. А раз так, то давайте представим, что мы народные мастера. И каждый сам изготовит свой поднос жостовской росписью.
2. Изготовление.
Воспитатель заранее вырезает отдельные детали: цветы и листья разных форм и размеров.
Мелкие детали композиции можно изготовить с помощью дырокола.
Для того, чтобы получилось красиво, детям сначала предлагается разложить крупные цветы самостоятельно на фоне подноса.
После проверки расположения, ребята преступают к наклеиванию крупных цветов.
А за тем и всех остальных, более мелких деталей.
Все узоры получаются уникальным, ведь каждый ребенок составляет свою композицию индивидуально, вкладывая в нее все свои знания, умения и фантазию. А самое важное частичку души.
По окончанию занятия воспитатель обсуждая с детьми, насколько им было интересно создавать свой жостовский поднос и чувствовать себя мастерами.
А позже благодарит всех за проделанную работу.
И все творения вывешиваются на выставку.