Содержимое материала:
«Путешествие по стране изобразительного искусства»
цель: Развивать познавательную и творческую активность
учащихся.
задачи: 1. Закрепить и углубить полученные ранее теоретические
знания по изобразительному искусству. Расширить кругозор детей в области ДПИ.
2. Воспитывать культуру поведения, внимание,
усидчивость.
3. развивать: художественный вкус, эстетическое
восприятие окружающего мира.
оборудование: цветовой круг, цветовые круги — секторы, репродукции картин, наглядные изображения по декоративно-прикладному искусству ( жостовская роспись, хохломская роспись, гжельская роспись, палехская роспись, эскиз дымковской игрушки, эскиз матрешки ), кроссворды.
Мероприятие проводится в актовом зале и предназначено для 3-4 классов начальной школы. Задник сцены оформлен по тематике
изобразительного искусства. Беседа по технике безопасности проведена
по классам перед мероприятием.
Ведущий: Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие по стране изобразительного искусства, побываем на его необычных станциях. Надеюсь, вам это путешествие понравится. И первая станция, на которую мы отправимся, называется – "Цветоведение".
(Звучит гудок паровоза.)
"Время в путь нам отправляться
С красками там разобраться".
(Звучит припев песенки "Голубой вагон")
Итак, мы прибыли на станцию "Цветоведение" —
На сцену выбегают дети, каждый из которых является каким- то цветом (на голове ободки, на груди круг соответствующего цвета). Дети читают стихотворение:
"Краски бывают разные:
Желтые, синие, красные,
А еще бывают такими,
Можно сказать не цветными.
Теплыми, холодными,
Голубыми, красными,
Основными, составными,
В общем — очень разными.
Видите, ребята, сколько разных красок живет на этой станции. Давайте с ними разберемся, как какие краски называются?
Вперед выступают и берутся за руки дети — "краски" (группы — поочередно):
1. – все цвета, кроме черной, серой и белой (хроматические).
2. – красная, желтая, синяя (основные).
3. — оранжевая, зеленая, фиолетовая (составные).
4. – черная, серая, белая (ахроматические)
ведущий: "Ну а теперь давайте угадаем:
— Если смешать желтый и красный цвета, какой получится?"
Дети – "краски" соответствующих цветов берутся за руки. После ответа детей из зала, они поднимают руки как в игре "ручеек" и между ними выскакивает "оранжевый цвет".
— Если смешать желтый и синий цвета? Какой получится?
Происходи подобное действие – "цвет — зеленый"
— Если смешать синий и красный цвета?
Происходит подобное действие — "цвет – фиолетовый".
" Молодцы, ребята. Разобрались с красками? Ну-ка давайте проверим".
Выходит ребенок – цветовой круг" ( держит большой цветовой круг).
читает стихотворение: Вот такой волшебный круг
Это цветик – шестицветик.
Он ребятам будет друг
На вопрос он даст ответик.
Ну-ка, ребята, кто хочет поиграть с этим "цветиком-шестицветиком" ?
Проводится игра: из зала вызываются по желанию несколько участников, каждому из которых выдается цветовой круг, разрезанный на секторы, тот, кто первый, в правильной последовательности соберет цветовой круг, тот и победитель.
При желании детей игра проводится 2-3 раза.
А скажите-ка мне ребята, какие "ответики", как обещал, может дать нам "цветик-шестицветик"? Где и какие цвета на нем расположены?
Ведется диалог с залом.
Все, с красками разобрались, подружились, пора с ними прощаться и отправляться дальше. Наш поезд нас уже ждет.
(звучит гудок и песенка "Голубой вагон")
Мы прибыли на следующую станцию страны изобразительного искусства.
А называется она "Угадай-ка!". Сейчас мы будем загадывать загадки, а вы должны их отгадать.
Выходит ребенок, читает стихотворение-загадку:
Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется … (пейзаж)
После ответа из зала, ребенок показывает оформленную, как картина репродукцию или детский рисунок какого-либо пейзажа .
Далее действия происходят идентично.
Если видишь на картине Если видишь, что с картины
Чашку кофе на столе Смотрит кто-нибудь на нас,
Или морс в большом графине, Или принц в плаще старинном,
Или розу в хрустале, Или в робе верхолаз ,
Или бронзовую вазу, Летчик или балерина,
Или грушу, или торт, Или Колька, твой сосед,
Или все предметы сразу, Обязательно картина
Знай что это… (натюрморт) Называется… (портрет)
Дети демонстрируют портрет и натюрморт, оформленные, как картина.
Ну а если на досуге Если на нашей картине
Мы с тобою кисть возьмем, Взрывы гремят, и строчит пулемет,
Нарисуем белку, мишку Цепи бойцов поднимаются в бой;
И котенка под дождем, Родину нашу встают защищать.
И слоненка, и собаку Вы подумайте, ребята
В свой рисунок мы возьмем Как нам этот жанр назвать?
Ты, подумай и скажи ( батальный)
Как же жанр мы назовем?
(анималистический)
Мама вкусные печет пироги, Если видишь на картине:
Бабушка в кресле вяжет носки, Волны, солнце, облака,
Я за столом болтаю ногой, Яхта мчится в море синем…
Жанр называется… (бытовой) Мы там не были пока,
Но хотелось бы конечно,
Почему не помечтать?
Вы скажите нам, ребята,
Как нам этот жанр назвать?
( моренистический )
Дети демонстрируют репродукции этих жанров.
Молодцы, ребята, вы правильно угадали все жанры изобразительного
искусства. А теперь, мы отправляемся дальше на следующую станцию.
( Звучит следующий куплет песенки "Голубой вагон").
Пока звучит песня, сцена оформляется предметами декоративно-
прикладного искусства.
ведущий: Мы рады приветствовать вас на станции… А вот как называется эта станция вам опять нужно будет угадать.
ведущий читает стихотворение:
Каждый день настоящий мастер
Создавать чудеса готов.
Скачут кони хрустальной масти,
Льется запах разных цветов,
Лето кружится вышивкой пестрой
По лужайке льняного холста.
У большого таланта есть сестры –
Красота, простота, доброта.
К самым тонким оттенкам природы,
К самым сочным краскам земли
Прикоснулись руки народа
И секрет волшебства нашли.
Все красоты родных просторов
Чудеса мастеров таят…
В светлой музыке народных узоров
Расцветает детский талант.
Дети должны отгадать, что это Декоративно-прикладное искусство. Если они затрудняются, ведущий задает им наводящие вопросы.
А теперь посмотрите на эти предметы, все ли они относятся к ДПИ?
И угадайте, про какой из этих предметов мы прочитаем стихотворение:
1. Обмакну я кисть в небо синее
Распишу фарфор покрасивее,
Обмакну я кисть в зори ранние
Распишу фарфор понаряднее.
Рядом с осинками в синих косынках
Синие гроздья на синих рябинках,
Синие зори и синие птицы —
С этой красою ничто не сравнится.
(Гжель)
2. Это чудо-роспись – алых ягод россыпь,
Отголоски лета в зелени травы,
Рощи- перелески, шелковые всплески
Солнечно медовой золотой листвы.
( Хохломская роспись).
3. Мы игрушки вятские
Щеголихи слободские
Кумушки посадские
Наши руки – крендельками
Щеки будто яблоки
Мы повсюду славимся
Мы и вам понравимся.
( Дымковская игрушка).
4. В зеркальной глади лака ржаная медь колосьев,
Степной румянец мака, багрянец поздних листьев,
В саду никто не сможет собрать таких букетов,
На сон цветной похожи живые самоцветы.
( Жостовские подносы).
После каждого стихотворенья, ведущий дает краткую характеристику каждому из этих центров декоративно-прикладного искусства: историю возникновения, художественные особенности.
Ну вот, мы и побывали на станции "Декоративно-прикладное искусство",
вспомнили какие-то его виды, а с какими-то только познакомились. Пора нам отправляться дальше. Следующая наша остановка будет на станции "Нарисуй-ка!".
( Звучит гудок и следующий куплет песни "Голубой вагон")
Пока звучит песенка, ведущий готовит следующий конкурс.
На этой станции страны изобразительного искусства мы с вами порисуем, но не просто порисуем, а проведем шуточный конкурс.
Вызываются желающие участвовать в конкурсе, им вручается воздушный шарик, на котором он должен нарисовать веселую рожицу.
У кого будет самая забавная, красивая, веселая, тот и победитель.
Параллельно проводится следующий конкурс тоже шуточный: участники разбиваются на пары, каждой паре выдается лист согнутый пополам. Они должны нарисовать человека; первый участник рисует на одной стороне листа, второй не глядя, что нарисовал первый, дорисовывает рисунок на второй половине листа. Выигрывает та пара, у которой лучше совпадут обе половинки и рисунок окажется наиболее удачным. Пока участники рисуют, дети в зале разгадывают кроссворды по тематике изобразительного искусства. Победители награждаются медалями-шоколадками.
Ну, вот и закончилось наше путешествие по стране изобразительного искусства. Я надеюсь, что оно вам понравилось, и вы пополнили свои знания по изобразительному искусству.
Все участники сценария прощаются с ребятами.
Иллюстрационный материал к мероприятию ( каждый образец на формате А-1)