Взаимосвязь практических и общеобразовательных целей обучения иностранным языкам при применении проектной методики

Содержимое материала:

Российская школа преподавания иностранных языков самая старая в мире. Сейчас на устах у всех учителей так называемая проектная методика. Вокруг неё создали мощный бум. Проектная методика пришла в Россию из-за рубежа. Там ей пользуются уже давно. (Д. Дьюн, В.Х. Хилпатрик) (Шацкий – Россия).

У нас в России слово «проект» сейчас мы слышим очень часто. Есть национальные проекты в образовании, здравоохранении, шоу-бизнесс, торгово-экологические проекты, проекты в кино, а недавно, читая интервью с одним из деятелей кино, он сказал, что главным «проектом» его жизни является рождение ребенка. И тут я решила посмотреть как же определяют это слово в толковом словаре. «Проект» не нашла, но слово «прожектёр» есть.

«Прожектер» — это охотник для проектов, у кого много предложений, задач для исполнения, затейщик, выдумщик. Прожектировать что-либо – задумать, загадать, сообразить и предположить к исполнению, составлять для сего записку, чертёж и другое.

Хороший учитель должен быть затейщиком, выдумщиком, клоуном, музыкантом и актером в одном лице. Только тогда будет ребятам действительно интересно. Существует множество разнообразных форм. Позволяющих сделать учебную деятельность максимальной эффективной. Одна из них по-моему мнению – это проектная работа.

Проектная деятельность учащихся.

Цель внедрения проектного метода:

создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, способствующих развитию творческих способностей и логического мышления.

Задачи проектного метода:

— развитие познавательных способностей учащихся;

— совершенствование способностей к самообразованию;

— развитие умения ориентироваться в информационном пространстве и выделять главное;

— обучение школьников рефлексии;

— обучение учащихся публично выступать;

— развитие у школьников критического мышления.

Этапы проведения проекта

1.

Подготовительный:

  1. выбор темы и её конкретизация;

  2. определение цели и формулирование задач;

  3. поиск источников информации;

  4. выдача рекомендаций.

2.

Поисково –исследовательский:

  1. определение источников информации;

  2. планирование способов и анализа информации;

  3. проведение исследования;

  4. сбор и систематизация материалов.

3.

Трансляционно-оформительский:

  1. «предзащита проекта»

  2. доработка проекта с учетом замечание и предложений;

  3. подготовка к публичной защите проекта.

4.

Заключительный:

  1. публичная защита проекта;

  2. подведение итогов, анализ проекта.

Проектная деятельность – такая форма деятельности, которая позволяет овладеть умением построения логической цепочки, основанной на развитии самостоятельности учащихся с учетом их индивидуальных интересов и способностей.

Типология проектов.

По форме:

— исследовательские;

— творческие;

— приключенческие, игровые;

— информационные;

— публично-ориентированные.

По предметной области:

— литературные;

— естественно-научные;

— экологические;

— лингвистические;

— культурологические;

— спортивные;

— географические;

— исторические;

— обществоведческие;

— музыкальные.

По времени:

— краткосрочные;

— среднесрочные;

— долгосрочные.

Проект может длиться – неделю, месяц, полгода.

а) каждый урок по 10-15 мин.;

б) в конце раздела.

Функция педагога:

— реферат – проверяющая;

— исследовательская работа – руководящая;

— проектная деятельность – консультирующая.

Неотъемлемые черты проекта:

  1. выбирается учениками (из предложенных учителем или самими);

  2. наличие поисковой работы, исследовательской;

  3. конечный продукт;

  4. разговор идет на иностранном языке.

Из этого видно, что проектный подход обеспечивает.

  1. Мотивацию. (Учащиеся видят практическую ценность изучаемого предмета.)

  2. Обеспечивает выполнение общеобразовательных целей. Во время проектной деятельности осуществляется обучение сразу 4 видам речевой деятельности (чтение, письмо, говорение, аудирование).

  3. Решаются серьёзные воспитательные задачи.

  4. Повышает значимость немецкого языка, как средство общения.

  5. Проектная деятельность способствует развитию детей для самореализации их как личности, ведет к саморазвитию и самосовершенствованию. Проекты предлагают активизацию их деятельности: учащиеся подбирают информацию, ищут рисунки. Фотографии, составляют тематические альбомы, коллажи, рисуют постеры и открытки, стенгазеты.

Работая по учебно-методическому комплексу И.Л. Бим, Я имею возможность использовать проектную методику как на уроке, так и во внеурочное время. После изучения каждой темы в учебниках предусмотрено организация данного вида деятельности.

Например: 5 кл. Тема – «Город.»;

7 кл. Тема – «Достопримечательности города.»

На подготовительном этапе ведется беседа на немецком языке.

«А может ли эта тема быть полезна нам в будущем ? – Да». Если вы будете экскурсоводом или рекламным агентом туристической фирмы, вы должны знать историю города и его достопримечательности.

А чтобы работать и иностранцами нужно изучать немецкие слова и фразы. Несколько уроков посветим изучению новых слов.

Таким образом вмести с учениками:

  1. формируем цели и задачи, составляем план работы;

  2. формируем мини группы, каждая группа выполняет то, что заинтересовало их;

  3. сбор информации и её систематизации.

«А что же будет в конце нашей работы?» Если Вы работник туристической фирмы, Вы должны суметь заставить нас поверить, что место, которое Вы рекламируете действительно интересное. А если Вы гид, Вы проведете для нас воображаемую экскурсию. Таким образом мы выбираем форму презентации. На экране видно. Дети сделали стенгазеты. А потом рассказывали о своих городах, о их достопримечательностях, это их очень увлекает. (слайды, презентация № 2)

В заключение проводятся итоги. В оценке проектов участвует группа из учащихся старших классов и учителя. Оценку мини-проектов проводится по номинациям «самый иллюстрированный», «самый содержательный» и т.д.

В устном изложении учитывается;

1) полнота изложения;

2) фонетика и грамматика;

3) имение реагировать на вопросы.

В своей работе проектный подход применяю при изучении многих тем: «Моя семья», «Школа Германии», «Проблемы экологии», «Музыка», «Литература», «Нравы и обычаи Германии», «Кухня Германии». (слайды, презентация № 3, открытки, доклады, книжки-раскладушки).

Каждый ребёнок изучающий немецкий язык заводит папку для проектных работ, начиная со второго класса или с пятого класса.

Проектную методику можно принять, можно не принять, все зависит от эмоционального настроя учителя, его желания воспринимать инновационные идеи. Можно сетовать на перегрузку, отсутствие талантливых учеников и т.д. А можно подойти творчески и не замахиваться сразу на что то грандиозное и осуществлять сначала простые проекты. Главное это захотеть. Что касается меня, то результаты подсказывают мне, что проектный подход к учебному процессу имеет положительное действие на знание учащихся. На данный момент у меня есть задумки еще новых проектов. Предложить в нескольких классах написать проект «Торгово-экономические отношения между Германией и Башкортостаном» прошлое, настоящее, будущее (школа № 101 с углублением изучением экономики).

Иностранный язык – это целый мир со своими законами, образами и представлениями. Потому обучение иностранному языку будет эффективно только в том случае, если превратится в живой увлекательный процесс общения. А каждый его участник будет узнавать для себя что-то новое о мире вокруг. Вот через это познание и приходит совершенствование в языке.

Понравилась публикация? Поделиться прямо сейчас:
Для всех тех, кто учит детей