Тематическое планирование по литературе 8 класс

Содержимое материала:

Пояснительная записка

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Литература» для 8 класса составлено на основе рабочей программы курса «Литература», разработанной учителем русского языка и литературы Полухиной Татьяной Олеговной в соответствии с авторской Программой курса «Литература». 5-9 классы/авт.-сост. Г.С. Меркин, С. А. Зинин. -2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013г. (ФГОС. Инновационная школа). Количество часов 68, в неделю 2 часа. В связи с тем, что в программе 70 часов, внесены изменения за счет уплотнения материала в разделы «У. Шекспир» на 1 час и «М. Сервантес» на 1 час.

Календарно-тематическое планирование для 8 «А» класса по учебному предмету «Литература»

урока

Наименование раздела программы, тема

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание

Введение

Художественная литература и история. Творческий процесс.

1

01.09

Из устного народного творчества

3

Исторические песни. Периоды создания русских исторических песен. «Иван Грозный молится по сыне».

1

06.09

Исторические песни. «Возвращение Филарета». Связь с представлениями и исторической памятью

1

08.09

Исторические песни. «Солдаты освобождают Смоленск»

1

13.09

Из древнерусской литературы

3

«Житие Сергия Радонежского».Б. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский». Служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси- основные нравственные проблемы житийной литературы.

1

15.09

Тематическое и жанровое многообразие древнерусской литературы. «Слово о погибели русской земли»

1

20.09

«Житие Александра Невского» (фрагмент).

Глубина и сила нравственных представлений о человеке.

1

22.09

Из литературы XVIII века

5

Г.Р. ДЕРЖАВИН

2

Г.Р. Державин – поэт и государственный чиновник. Стихотворение «Вельможа». Тема отношений поэта и власти

1

27.09

Г.Р. Державин «Памятник». Тема поэта и поэзии.

1

29.09

Н.М. КАРАМЗИН

3

Н. М. Карамзин. Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин

1

04.10

Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика повести, новый тип героя, образ Лизы.

1

06.10

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»

1

11.10

Из литературы XIX века

33

В.А. Жуковский. Краткие сведения о поэте. «Лесной царь», «Море», «Невырази­мое». Художественное богатство поэтических произведений.

1

13.10

К.Ф. Рылеев. Краткие сведения о поэте. «Иван Сусанин»

1

18.10

К.Ф. Рылеев « Смерть Ермака». Основные темы, мотивы

1

20.10

А.С. ПУШКИН

8

Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина Стихотворения: «И.И. Пущину», «Бесы»

1

25.10

Повесть «Пиковая дама» (обзор). История написания и основная проблематика.

1

27.10

«Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору).

1

08.11

«Капитанская дочка»: проблематика (любовь и долг, любовь и дружба, честь, вольнолюбие)

1

10.11

«Капитанская дочка». Система образов романа.

1

15.11

«Капитанская дочка». Отношение автора к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.

1

17.11

Р.Р. Подготовка к классному сочинению по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

1

22.11

Р.р. Классное сочинение по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

1

24.11

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

3

Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. «Мцыри»: свободолюбие, гордость и сила духа – основные мотивы поэмы.

1

29.11

Художественная идея поэмы «Мцыри» и средства ее выраже­ния; образ — персонаж, образ- пейзаж.

1

01.12

« Мцыри – любимый идеал Лермонтова». В. Г. Белинский)

1

06.12

Н.В. ГОГОЛЬ

6

Основные вехи биографии Н.В. Гоголя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь.

1

08.12

Русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, взяточничества

1

13.12

Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.

1

15.12

Подготовка к классному сочинению по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

1

20.12

Р.р. Классное сочинение по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

1

22.12

Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая ис­тория пьесы.

1

10.01

И.С. ТУРГЕНЕВ

3

Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви.

1

10.01

Повесть И.С. Тургенева «Ася». Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера

1

17.01

И.С. Тургенев «Ася». Возвышенное и траги­ческое в изображении жизни и судьбы героев.

1

17.01

Н.А. НЕКРАСОВ

2

Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны..».

1

24.01

Н.А. Некрасов «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении.

1

24.01

А.А. ФЕТ

2

Краткие сведения об А.А. Фете. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Зреет рожь над жаркой нивой» «Учись у них: у дуба, у березы…», «Целый мир от красоты…».

1

31.01

Гармония чувств, единство с миром природы – основные мотивы лирики А.А. Фета

1

31.01

А.Н. ОСТРОВСКИЙ

3

Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка». Творческая и сценическая история пьесы.

1

07.02

«Снегурочка». Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Элементы фольклора в сказке.

1

07.02

Образ Снегурочки. Язык персонажей

1

14.02

Л. Н. ТОЛСТОЙ

3

Л.Н. Толстой. Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести).

1

14.02

Становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ «После бала». Основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

1

21.02

Р.р. Классное сочинение по творчеству Л.Н. Толстого

1

28.02

Из русской литературы XX века

М. ГОРЬКИЙ

3

М.Горький. Основные вехи биографии писателя.

1

07.03

Рассказ «Макар Чудра». Художественнее своеобразие ранней прозы М. Горького. Специфика песни и романтического рассказа

1

07.03

Рассказ «Мой спутник». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни.

1

07.03

В. В. МАЯКОВСКИЙ

2

Краткие сведения о поэте.«Я» и «вы».

1

14.03

Поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

1

14.03

О серьезном – с улыбкой

2

Краткие сведения о Н.А. Тэффи. Темы творчества. «Свои и чужие»

1

14.03

М.М.Зощенко «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей». Человек и государство. Художественное своеобразие рассказа.

1

21.03

Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ

2

Краткие сведения о Н.А. Заболоцком.

«Я не ищу гармонии в природе…», « Некрасивая девочка», «Старая актриса»

1

21.03

Поэт труда, духовной красоты. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 1950-60-х годов.

1

04.04

М.В. ИСАКОВСКИЙ

2

Основные вехи биографии поэта. «Катюша». Творческая история стихотворения.

1

04.04

«Враги сожгли родную хату», «Три ровесницы». Продолжение в творчестве М. В. Исаковского традиций русской народной поэзии и лирики XIX века.

1

04.04

В.П. АСТАФЬЕВ

3

Краткие сведения о В.П. Астафьеве. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева.

1

11.04

Проблема нравственной памяти в рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Образ рассказчика.

1

11.04

Р.р. Классное сочинение по рассказу «Фотография, на которой меня нет»

1

18.04

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ

2

Основные вехи биографии поэта. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы

1

18.04

«За далью — даль». Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие.

1

25.04

В.Г. РАСПУТИН

3

Основные вехи биографии писателя.

XX век на страницах прозы В. Распутина.

1

25.04

Нравственная проблематика повести В.Г. Распутина «Уроки французского».Новое раскрытие темы детства на страницах повести.

1

25.04

Центральный конфликт и основные образы повести. Взгляд на вопросы сострадания. Мотивы милосердия

1

16.05

Из зарубежной литературы

У.Шекспир.

2

Краткие сведения об У. Шекспире. Трагедия «Ромео и Джульетта» (фрагменты). Певец великих чувств и вечных тем: жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей.

1

16.05

Сценическая история пьесы. «Ромео и Джульетта» на русской сцене.

1

23.05

М. СЕРВАНТЕС

2

Краткие сведения о писателе.

Роман «Дон Кихот»: основ­ная проблематика и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя.

1

23.05

Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство. Рекомендации для летнего чтения

1

23.05

Формы и средства контроля

Виды контроля

В год

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Классные сочинения

4

2

1

1

Домашние сочинения

1

1

Тексты контрольных работ, ключи, критерии оценивания

Творческие работы (сочинения)

Пояснительная записка

Сочинение — это упорядочение мыслей, приведение их в надлежащий порядок, продиктованный выбранной темой и материалом анализа.

Сочинение по литературе — это особый школьный литературоведческий жанр, в первую очередь, письменный анализ литературных произведений, и начинать работу над ним надо с малого, например, с анализа эпизода. Научившись этому, вы освоите специфику обращения с художественным текстом, отработаете на небольшом по объему материале навыки литературного анализа, потому что анализ эпизода — это анализ литературного произведения в миниатюре. Кроме того, чтобы глубоко и полно раскрыть в сочинении многие темы, нужно уметь кратко или подробно анализировать некоторые эпизоды или сцены произведения.

Требования к сочинению:

  • Содержание сочинения должно точно соответствовать выбранной теме.

  • Сочинение должно быть основано на знании текста.

  • Сочинение должно демонстрировать знание всех произведений школьной программы по выбранной теме.

  • В сочинении необходимо показать строгое и точное знание литературоведческой терминологии, которая вами используется. Если приводится термин, не имеющий в науке однозначного определения (например, символ), следует специально оговорить, что под ним понимается.

  • В сочинении не должно быть фактических ошибок: нельзя путать и изменять имена персонажей (не Екатерина или Катя, героиня драмы Островского "Гроза", а Катерина; не Андрей — у Толстого, в "Войне и мире", а князь Андрей), нельзя путать события, их время и место, художественные детали и подробности, недопустимы ошибки в цитировании, в датировке и т.д.

  • Содержание сочинения должно иметь строго упорядоченную и хорошо прослеживаемую логику. Обязательно должны сохраняться основные элементы композиции сочинения: вступление ("вход в тему"), основная часть (главные мысли и их доказательство), заключение (итоги по теме, выводы, "выход" из темы).

  • Все мысли (идеи, тезисы, положения и т.д.) должны быть доказаны. Единственным аргументом является художественный текст. Ссылки на черновики, варианты произведений, дневники писателей, мемуарную литературу, а также литературоведческие труды и критику считаются сопутствующим материалом.

  • Цитаты должны быть абсолютно точными и правильно оформленными.

  • Стиль сочинения должен быть единым. Необходимо соответствие стиля и содержания сочинения.

  • Избегайте фамильярности в отношении авторов, о которых идет речь: нельзя называть писателей "Львом Николаевичем" (о Толстом), "Мариной Ивановной" (о Цветаевой), "Николаем Васильевичем" (о Гоголе) и т.п

  • Наличие эпиграфа не является обязательным требованием к сочинению.

Сочинение1 (домашнее)

  1. Какие чувства, размышления вызвала у тебя повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?

  2. Какова роль рассказчика в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?

  3. Какова роль пейзажа в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?

  4. Каков смысл заглавия повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?

Сочинение 2 (классное)

  1. Пугачевщина и Пугачев на страницах романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка»: восстание или бунт?

  2. Для чего нужна в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» линия Петр Гринёв – Швабрин?

  3. Нравственные проблемы романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

  4. Отношение Пушкина к изображаемым событиям и героям. ( По роману «Капитанская дочка»)

Сочинение 3 (классное)

  1. Что такое хлестаковщина? Это явление уже достояние истории или оно характерно и для нашего времени?

2. Самый комический эпизод в «Ревизоре»

3. Нравственные принципы чиновников города N, ваше отношение к ним.

4. Придуманная и реальная жизнь Хлестакова.

Сочинение 4 (классное)

  1. Мое отношение к проблемам, волновавшим героев повести Л.Н.Толстого «Отрочество».

  2. Обстоятельства и жизненный выбор в рассказе Л.Н.Толстого «После бала».

  3. Как Л.Н.Толстой использует прием контраста в рассказе «После бала»?

  4. Образ повествователя в рассказе «После бала».

Сочинение 5 (классное)

  1. «…фамилию учителя можно и забыть, важно, чтобы осталось слово «учитель». (По рассказу В.П.Астафьева « Фотография, на которой меня нет»)

  2. «Спешите делать добрые дела» (По самостоятельно прочитанным произведениям, с опорой на рассказ В.П.Астафьева)

  3. Анализ эпизода по выбору учителя.

  4. «Народные приметы не знают границ и расстояний». Какие основания были у писателя, чтобы прийти к такому выводу? (По рассказу В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»)

Критерии оценки сочинения

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
-соответствие работы ученика теме и основной мысли;
-полнота раскрытия темы;
-правильность фактического материала;
-последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
-разнообразие словаря и грамматического строя речи;
-стилевое единство и выразительность речи;
-число речевых недочетов.

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1) содержание работы полностью соответствует теме;

2) фактические ошибки отсутствуют;

3) содержание излагается последовательно;

4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;

5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета, 1 грамматическая ошибка.

Безошибочная работа или

1 орфографическая или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая

«4»

I) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы);

2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;

3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;

4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;

5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2 грамматических ошибок.

2 орфографических и 2 пунктуационные, или 1 орфографическая и 3 пунктуационных, или 0 орфографических и 4 пунктуационные, а также 2 грамматических.

«3»

1) в работе допущены существенные отклонения от темы;

2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения;

4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;

5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.

4 орфографических и 4 пунктуационных, или 3 орфографическая и 5 пунктуационных, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических

В V классе допускается выставление отметки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках.

Отметка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

«2»

1) работа не соответствует теме;

2) допущено много фактических неточностей;

3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;

4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;

5) нарушено стилевое единство текста.

В работе допущено более 6 недочетов в содержании, более 7 речевых недочетов и более 7 грамматических ошибок.

7 орфографических и 7 пунктуационных, или 6 орфографическая и 8 пунктуационных, или 5 орфографических и 9 пунктуационные, 8 орфографических и 6 пунктуационных, а также 7 грамматических.

Примечания

При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».

4

Понравилась публикация? Поделиться прямо сейчас:
Для всех тех, кто учит детей